Открыть ленту Закрыть ленту
A A

“Мы не становимся друзьями с турками”

Интервью
4706ed7b1cd0a03d5dc8fb9e5b491b53

Представляем Вашему вниманию интервью с членом Совета старейшин Еревана Левоном Игитяном.

- Как Вы относитесь к вопросу урегулирования армяно-турецких отношений?

- Это от нас не зависит. В мире началась большая игра, правила которой не нами установлены, нам остается лишь хорошо в нее играть. Мы - армяне - талантливый народ, но нам не хватает ума, а талант и ум - разные вещи.

- Являетесь ли Вы сторонником или противником армяно-турецких Протоколов?

- Я признаю, что граница должна быть открыта. Мы живем в 21-ом веке. Разве мы звери? Если звери, то пусть граница будет закрыта.

- То есть, Вы не испытываете никакого беспокойства по поводу этих Протоколов, и в частности, относительно того, что вопрос Геноцида может стать предметом изучения субкомиссии историков?

- Я считаю признаком общечеловеческой несправедливости, что они пытаются это выяснить. Что они намерены выяснять? Почему нашу пролитую кровь превращают в розыгрышную карту? Кто дал им такое право? Как это понимать, что Конгресс  США обсуждает вопрос и без стеснения заявляет, что да, на самом деле был Геноцид, однако на данный момент обстоятельства таковы, что мешают им признать этот факт? Что это за обстоятельства?

- Противники Протоколов считают, что процесс признания Геноцида в мире будет остановлен их подписанием.

- Вопрос Геноцида не может быть предметом обсуждения. Разве может армянский историк обсуждать вопрос Геноцида? Ни один нормальный армянин нигде не может поставить вопрос Геноцида под сомнение. Мы не становимся друзьями с турками, мы просто устанавливаем отношения.

- Какие выгоды может извлечь Армения из урегулирования отношений?

- Нам необходима дорога для общения с внешним миром, поэтому никто не имеет права держать границу на замке.

-  Но ведь не мы закрыли границу...

- Они закрыли, они должны и открыть. Именно поэтому я и говорю, что раз армяне открывают границу, то под этим ничего не надо искать. Подоплеку надо искать, когда границу закрывают. Допустим, что кто-то хочет, чтобы мы подружились. Но этого не Обама должен хотеть, я должен захотеть, потому что Обама для меня не авторитет, я считаю авторитетами Костана Заряна, Нарекаци, Параджанова, своего деда. Я бы хотел задать Обаме и другим крупным игрокам один вопрос - почему Орхан Памук не живет в Турции? Представляете, если бы у нас был лауреат Нобелевской премии, который не имел бы возможности жить в Армении, чтобы думал мир о нас? Если Турция правильная страна с правильной средой, то почему Памук там не живет?

- А Вас не беспокоит, что граница будет открыта в такой "неправильной" атмосфере?

- Меня беспокоит как открытая граница, так и закрытая. Сейчас граница закрыта, но Турция остается Турцией. Вы думаете, если у нас было бы посольство в Турции, то турки перестали бы думать о том, как уничтожить армян? Абсолютно ничего не изменится. Турция столетиями сидит на огромных культурных пластах, участия, в создании которых и не принимала. Как можно ничего не привнести в мировую культуру за 600-700 лет? Как я могу дружить с такой страной? Какой у меня повод для этого? Просто необходим пропускной пункт, через который, например, можно будет поехать в Сирию. Отношения нужны...они сидят в нашем доме и нашу же дверь закрыли? Разговор на эту тему еще предстоит.

Беседовала Дианна Маркосян